Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки нам как друзья, как родные, как вы сами! Юлиус Фучик

среда, 10 марта 2010 г.

Печальные страницы истории библиотеки

 Хранит история Каневской районной библиотеки и печальные страницы. Невосполнимый урон был нанесен книжному фонду в годы Великой Отечественной войны, в период временной оккупации станицы Каневской. По крупицам восстанавливали каневчане главное хранилище знаний и просвещения. Библиоте­карь, учитель, школьник - именно их незамысловатые дары и положили основу сегодняшнего книжного богатства.
Каневская районная библио­тека до войны, да и по ее оконча­нии долгие годы находилась при ДСК (Доме социалистической культуры), где занимала две ком­наты. В одной располагался чи­тальный зал с двумя столами на 20 мест, отделенный барьером от рабочего места библиотекаря и стеллажей с книгами. В другой комнате находилось книгохрани­лище.
На день оккупации стани­цы, 6 августа 1942 года, книжный фонд районной библиотеки, не считая периодики, составлял 7950 экземпляров, в том числе: литературы художественной -3000 шт., политической - 3000 шт., сельскохозяйственной и прочей - 1950 шт. Кроме того, библиотека располагала 15 альбомами, 9 монтажами и 15 географически­ми картами. Книги хранились в четырех шкафах и на четырех от­крытых стеллажах.
К услугам посетителей име­лась единственная пластинка с записью доклада И.В.Сталина. Правда, собственного патефона библиотека не имела из-за скуд­ного финансирования, но при не­обходимости можно было вос­пользоваться музыкальным ап­паратом ДСК, при котором чис­лилось еще 280 грампластинок .
Оформление библиотеки со­стояло из портретов основопо­ложников научного коммунизма и советских вождей да «Правил по­ведения». Особую красоту читаль­ному залу придавали неизменные по моде того времени три кадки с фикусами - вечнозелеными де­ревьями далеких тропиков.

Отсутствие какой бы то ни было информации о реальном положе­нии на фронтах и продвижении противника, а с другой стороны - невозможность самовольного принятия каких-либо эвакуацион­ных шагов во избежание быть об­виненным в паникерстве (за что в военное время следовал рас­стрел), привело к тому; что прак­тически все имущество районной библиотеки в период оккупации было разграблено и уничтожено. Немцы весьма изощренно воспользовались создавшимся положением: по распоряже­нию коменданта Энгеля в Доме культуры, в том числе и в поме­щениях библиотеки была устро­ена конюшня для немецких подразделений.

Страшное зрелище пред­ставлял собою ДСК после изгна­ния в феврале 1943 года окку­пантов. Само саманное здание полуразрушено, зияющие двер­ные проемы и протекающая кры­ша в зрительном зале, сорваны полы,   разобрана  сцена,   окна выбиты, на земляном полу соло­ма вперемешку с сеном, мерз­кие следы человеческого пре­бывания, грязь...

С восстановлением работы советских органов уже 15 марта 1943 года приказом по Каневско­му РайОНО (в ведении которого находились библиотеки и избы-читальни) были назначены заве­дующая районной библиотекой Мария Петровна Олефиренко (на фото) и библиотекарь Вера Мака­ровна Шуть. Начался подсчет убыт­ков, причиненных оккупантами.

30 августа 1943 года был состав­лен акт об ущербе, причиненном районной библиотеке. Документ свидетельствует, что за время ок­купации районного центра были утрачены все книги и остальное имущество. Временное пребыва­ние немцев в Каневской обошлось районной библиотеке в 48076 руб­лей. Именно эта сумма уничтожен­ной балансовой стоимости литера­туры, мебели, хозинвентаря и обо­рудования, заверенная подписями обоих библиотекарей, заведующей ДСК Т.Н.Никольской и председателя  стансовета  Ф.К.Авраменко и была предъявлена Государствен­ной комиссии для взыскания ущер­ба с оккупантов. Отдельно был со­ставлен и акт об ущербе, причинен­ном самому Дому культуры. Он вы­разился в сумме 28448 рублей 68 копеек.

В том же году заведующей Каневским РайОНО Ольгой Ле­онтьевной Ивановой были на­значены библиотекари и в дру­гие населенные пункты района:
Мищенко Лидия Матвеевна -в ст.Придорожную;
Ткаченко Иван Терентьевич -в х.Сухие Челбасы;
Садовая Мария Захаровна -в х.Труд;
Прищепа Н.И. - в х.Сладкий Лиман;
Ягнюк Анна Семеновна - в х.Мигуты.
Осенью .1943 года после про­веденного ремонта Каневская районная библиотека начала трудную работу по восстановле­нию фонда и возобновлению ос­новной деятельности.
А.Дейневич
Материал напечатан в газете "Каневские зори"

Комментариев нет:

Отправить комментарий