Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки нам как друзья, как родные, как вы сами! Юлиус Фучик

четверг, 11 февраля 2010 г.

Эхо войны

   Страшные полгода жила в оккупации наша родная станица. И все это время каждая каневская семья по-своему выживала в нечеловеческих условиях нового порядка, который установился с приходом фашистов...
   Каждое лето, будучи школьником и студентом, я приезжал в гости к бабушке в Каневскую. Она жила в хате, построенной ее отцом еще в начале прошлого века. Усилиями родственников жилище моей бабули
подвергалось различным модернизациям и ремонтам, и со временем архаичная постройка приобрела вполне современный вид. И только одно помещение по настоянию хозяйки сохранило свой прежний "исторический" облик. Это была бабушкина спальня.
Единственной вещью, которая говорила о том, что вы каким-то чудом не оказались в далеком прошлом, был черно-белый телевизор на тумбе в углу под иконой.
   - Хочу, шоб все було як при батьке! - таков был категоричный ответ бабушки на все предложения о благоустройстве.
   Однажды я завел разговор о том, что не мешало бы сменить прогнутые посредине потолка доски, как говорят, на видном месте. Оказалось, что эта "дуга" является горькой памятью войны!
После мобилизации на фронт моего деда, который до войны работал в Щербиновском райотделе НКВД, бабушка вместе со своими тремя детьми вернулась в родительский дом в Каневскую. Ее престарелый отец (1861 года рождения) овдовел еще в 1939 году, поэтому был рад приезду дочки и внуков.
   По воспоминаниям бабушки, Каневской район заняли немцы неожиданно. И сразу же после прохода передовых колонн противника через нашу станицу фашисты пошли по дворам в поисках провианта. Они резали скот, забирали птицу, грабили амбары, обрекая станичников на голодное существование.
   Прадед был человеком дальновидным, пережил Гражданскую войну, когда грабежами занимались все, кто носил оружие. Поэтому свою корову он решил спрятать на горище*! Так она и простояла там всю оккупацию в доме в самом центре Каневской. Целых полгода! Благодаря ей, кормилице, и выжили.
   Как только вражеские вояки вторгались в хату, старик велел внукам влезать на печь, а непрошенным гостям говорил, что детвора болеет тифом. "Доблестных" солдат фюрера и особенно их союзников румын будто ветром сдувало.
*Горище - чердак дома или сарая.
Константин Бандин
Источник:
10й канал. - 2008, 28 марта. - С.5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий